Рекомендации при выборе сотрудника
Недавно, девушка, которая попросила меня поделиться контактами моего бывшего работодателя, искренне удивилась и удивила меня.
Диалог у нас с ней был примерно такой:
- Ольга, не могли бы Вы мне предоставить контакты Вашего работодателя, у которого Вы работали 7 лет назад?
- Я бы с радостью, но, к сожалению, у меня их нет.
- Как? Вы не поддерживаете контакт со своими бывшими работодателями?
И вот этот вопрос мучил меня целый день. Действительно, а почему я не поддерживаю контакт со своим бывшим работодателем? Ведь я до сих пор общаюсь с некоторыми сотрудниками. Наши отношения вышли за рамки рабочих. Так почему же я не созваниваюсь с руководителями компаний, в которых работала?
Ответ я нашла в самом вопросе - да потому, что работодатели мои бывшие. Наши трудовые отношения исчерпали себя. Все слова сказаны, точки расставлены, отношение ко всем событиям выяснены, тем для обсуждений больше нет. Не звонить же им каждые полгода с вопросами: «Как Ваши дела? Как продажи? Как сотрудники?» А также просьбой помнить обо мне и в случае смены телефона меня предупредить. Вдруг мне лет через лет 5 понадобятся их рекомендации?
А теперь непосредственно о том, как предоставлять рекомендации при выборе сотрудника.
По роду своей деятельности мне самой довольно часто приходится их как "собирать", так и давать. И вот к каким выводам на сегодняшний день я пришла:
1. Необходимо учитывать, что любая рекомендация - это чье-то субъективное мнение о том, как человек проявлял себя в той или иной ситуации в прошлом. Слова "субъективное" и "в прошлом" необходимо подчеркнуть.
2. Если для Вас важны рекомендации - для начала определите, кого и о чем Вы хотите спросить. Например, бывшего руководителя - о качестве выполнения задач и соблюдении сроков; менеджера по персоналу – о личных качествах и карьерных предпочтениях кандидата; бывших коллег - о работе в команде. Вопрос из ряда: "Что Вы можете сказать об Иванове" кого угодно поставит в тупик. Вы, в свою очередь, должны быть готовы к ответу, который будет для Вас малоинформативен. Например, "Блондин, голубые глаза, среднего роста", или "Ну не знаю... нормальный вроде парень".
3. Научитесь фильтровать информацию и читать между строк. Для всех, кому Вы звоните, Ваш звонок будет неожиданностью. Кто-то вовсе может не захотеть говорить. И не потому, что кандидат плохой или нечего о нем сказать. Причин может быть множество: занятость, несвоевременность звонка, стеснение говорить что-то о другом человеке, банальное "не помню такого", и т.д. Нежелание говорить с Вами не всегда означает негативный отзыв. Также, не стесняйтесь уточнять слова, значение которых, может быть истолковано по-разному. Например, такая характеристика, как "амбициозность" для кого-то означает "целеустремленность", а кто-то понимает ее как "высокомерие". Модная нынче "коммуникабельность" и вовсе многогранна - от говорливости до умения налаживать контакт с незнакомыми людьми.
4. Не пытайтесь с помощью рекомендаций избавиться от ответственности за принятое решение, и возложить эту самую ответственность на чужие плечи. Фраза: "Мне его/ее порекомендовали" в будущем все равно Вас не спасет. Работать с человеком Вам, отвечать за результаты его/ее работы, зачастую, тоже Вам. Прощаться и искать нового человека, опять таки Вам.
Так брать или не брать эти самые рекомендации? - вот в чем вопрос. Все просто.
Берите если:
что-то вызвало у нас сомнения, и Вы хотите подтвердить их или опровергнуть Ваши догадки;
Вы лично знаете прошлого работодателя, и его мнение для Вас важно.
Не стоить тратить свое время на "сбор" рекомендаций, если:
После интервью у вас осталась уверенность в том, что кандидат - "Ваш человек". Профессиональные навыки можно, при наличии ума, довольно легко приобрести. Личные качества - корректировать очень сложно или не возможно вообще.
Вы не готовы тратить свое время на "сбор" рекомендаций для галочки.
Также, необходимо всегда брать во внимание, что все люди разные и часто не совпадают в своем мировоззрении и оценках. Не так ли?
P.S.: Подберем для Вас сотрудником, которые будут с Вами "на одной волне"